Пн - Пт с 9:00 до 19:00
Москва, Зеленый пр-т, 20

Шум в системе ОМС




Конфликт страховщиков и Минздрава за тарифы в ней перестал быть тихим.

омс


Ситуация вокруг идеи Минздрава выделить в системе ОМС федеральный сегмент, в котором роль страховой компании должен выполнять Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФФОМС), усложняется. Крупные страховщики обратились с письмом к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением остановить это и другие изменения в ОМС. Представители ЦБ и Минфина, ранее согласовывавших бюджетный пакет, в Госдуме их поддержали. Реакция страхового лобби на умеренные изменения в системе вряд ли оправдывается ценой вопроса, составляющей миллиарды рублей в год на рынке с оборотом в 2 трлн. Заявления об «отходе от страховых принципов» ОМС скорее демонстрируют настороженность отрасли в отношении возможных будущих планов Минздрава.

Проект поправок к закону об ОМС, внесенный правительством в Госдуму 30 сентября вместе с проектом бюджета ОМС в составе полного бюджетного пакета, не сохранил статус «технического». Вчера бюджетный комитета Госдумы как соисполнитель проекта поддержал его. Тем не менее документ вчера обсуждался на заседании экспертного совета Госдумы по страхованию, где представители ЦБ и Минфина (напомним, бюджетный пакет визируется ведомствами) поддержали резкую критику страховым сообществом его положений (см. “Ъ” от 8 октября). Тем временем, как стало известно “Ъ”, о своем несогласии с таким проведением реформы заявили главы пяти крупнейших страховщиков ОМС (СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», МАКС) — они обратились с письмом на имя главы правительства Михаила Мишустина (текст письма есть у “Ъ”) с выражением «крайней обеспокоенности ситуацией», называя его настоящим «реформированием» системы ОМС.

Напомним, как уже писал “Ъ”, предложения правительства (законопроект перед передачей в Госдуму утверждался именно им) состоят из двух принципиальных изменений. Первое — выделение в системе ОМС отдельного, федерального звена, из которого исключаются страховые медицинские организации (СМО, то есть медстраховщики),— федеральные клиники будут составлять свой «этаж», роль страховщика в котором, как предполагается, будет выполнять ФФОМС самостоятельно. Вторая системная поправка — уменьшение лимитов нормативного размера средств, предоставляемого территориальным фондом ОМС, с нынешних 1–2% вдвое, до 0,5–1%. В результате реализации первого блока страховщики лишатся, исходя из пояснительной записки к проекту, доступа к порядка 5% средств фонда ОМС в год (более 100 млрд руб. оборота в год). Оценить объективно второй блок сложнее, поскольку конкретные лимиты устанавливают регионы (и сейчас обычно это около 1%), по мнению страховщиков, речь идет о потере ими около 6,8 млрд руб. в год или же сокращении их расходов на ведение дел в системе ОМС вдвое.

Позиции представителей ЦБ и Минфина на профильном совете в Госдуме были аналогичны позиции страховщиков. По словам замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерины Абашеевой, «все положения законопроекта в значительной степени направлены на отход от страховых принципов, которые в течение нескольких лет последовательно внедряются на рынке ОМС». Финансово-экономическое обоснование снижения нормативов по расходам на ведение дел (РВБ) проект не содержит. Банк России также обеспокоен проблемой «непрерывности» сопровождения пациентов на каждом этапе получения медицинской помощи. «Существующая двухзвенная система уходит, остается только одно звено в виде ФФОМСа»,— заявила госпожа Абашеева. Кроме того, ЦБ считает, что не получил нужного времени на анализ документа. По словам же замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александра Ицелева, законопроект не анализировался по возможным последствиям. Мнение кураторов рынка в ЦБ и Минфине по вопросу поправок схоже с позицией страховщиков.

В свою очередь, письмо пяти страховщиков в Белый дом под эгидой Всероссийского союза страховщиков (ВСС) генерализует все претензии к Минздраву и правительству. По их мнению, снижение лимитов тарифа на РВД и выделение федерального «этажа» в ОМС без их участия «кардинально меняют принципы функционирования ОМС». Аргументы страховщиков и ВСС уже близки к политическим. Так, президент ВСС Игорь Юргенс напомнил о том, что СМО являются существенной частью реализации нацпроекта «Здравоохранение», предложения Минздрава — угроза ему. «В нацпроекте… страховщики являются легитимными и существенной частью его реализации. Под этот нацпроект у нас создано 14 тыс. страховых представителей, которым поручены диспансеризация, сопровождение онкобольных и все мероприятия по популяризации здорового образа жизни. Законопроект ставит под вопрос не только присутствие страховщиков в нацпроекте, но и само его выполнение»,— считает господин Юргенс. Один из аргументов страховщиков в письме — страховые компании ежегодно возвращают в систему ОМС около 12 млрд руб. по результатам медицинской экспертизы, снижение рентабельности СМО «в ряде случаев» приведет к их уходу с рынка. Страховщики сулят Белому дому «острую социальную напряженность в условиях пандемии».

В Минздраве комментировать дискуссию в Госдуме отказались, указав, что уже изложили позицию на прошлой неделе (подробнее см. “Ъ” от 8 октября). Напомним позицию ведомства. Изменения в ОМС «реформой» там не считают, оценки страховщиков по потере доходов от РВД считают завышенными, особенно с учетом будущего роста оборотов рынка ОМС, к тому же цифровизация здравоохранения их затраты значимо снизила. Целью же выделения федерального уровня ОМС Минздрав считает повышение его доступности для населения — в системе будут квоты по федеральным центрам.

Отметим, в каком-то смысле они и сейчас являются аналогом высокотехнологичной медпомощи, существующей вне общей системы ОМС, идея Минздрава в том, что на этом «этаже» оплачиваемые возможности страховщиков, важные для ОМС в регионах, не нужны.

По данным источников “Ъ” в отрасли, предложенный Минздравом пакет изменений в систему ОМС не является финальным — в перспективе ведомство также планирует ужесточить условия входа в систему частным организациям, изменив для них уведомительный порядок на заявительный и введя дополнительные требования к мощностям. Как пояснил “Ъ” глава Независимой ассоциации негосударственных медицинских организаций Илья Шилькрот, бизнес-сообщество озабочено перспективой появления такого законопроекта и направило вице-премьеру Татьяне Голиковой свои предложения по реформированию порядка выбора пациентом медицинской организации для лечения (есть у “Ъ”). Впрочем, ассоциация предлагает не отказ от изменений, а более масштабные изменения: «Необходима модернизация этой процедуры целиком, а не перекраивание ее отдельных частей, как сейчас происходит с выделением квот федеральным медицинским центрам».

Хотя очевидно, что планируемые Минздравом изменения роли страховщиков так или иначе обусловлены желанием централизовать систему ОМС в преддверии модернизации первичного звена, есть вероятность, что свою роль в появлении этой инициативы сыграла и практика борьбы с эпидемией коронавируса: с нее началом Минздрав существенно сократил функции страховщиков, в частности, отменив проверки больниц и клиник, стремясь сократить нагрузку на медицинские организации в период форс-мажора. Возможно, именно этот опыт подсказал ведомству конкретные пути сокращения контроля с их стороны и в «мирное» время. В любом случае сверхреакция страховщиков на инициативы ОМС, вероятно, в большей мере отражает не масштабы потерь, а опасения дальнейших шагов Минздрава и профильного вице-премьера Татьяны Голиковой — более крупного изъятия в пользу ФФОМС части полномочий СМО. У изменений статус-кво в системе ОМС (страховой во многом номинально) будут выигравшие и проигравшие. Нынешние же игроки действуют на опережение, тем более что правительство, по их мнению, само подает пример, отказавшись обсуждать текущую «реформу» заблаговременно.

Источник: insur-info.ru

Часто задаваемые вопросы
Добровольное медицинское страхование (ДМС) – способ получения высококачественной медицинской помощи врачей различных специальностей, а также медицинских услуг, не подлежащих обеспечению по государственной программе ОМС.

ОМС (Обязательное медицинское страхование) – это система государственных гарантий, обеспечивающая получение медицинской помощи на бесплатной основе.

При этом:
– программа страхования для всех едина;
– медицинская помощь оказывается по месту регистрации (проживания) на базе лечебных учреждений, работающих в системе ОМС;
– для получения амбулаторно-поликлинической помощи застрахованный один раз в год определяет самостоятельно одно медицинское учреждение;
– недостаток финансирования системы ОМС приводит к появлению «дефицитных услуг» (сложные исследования, консультации узких специалистов);
– ЛПУ, работающие в системе ОМС, в связи с недостатком финансирования, не могут, как правило, обеспечить пациентам хороший сервис.

В отличие от ОМС ДМС (Добровольное медицинское страхование) – это дополнительная к ОМС страховка, которая на платной основе обеспечивает застрахованному необходимые медицинские услуги в коммерческих, ведомственных и других лечебных учреждениях независимо от гражданства и регистрации.

При этом:
– многообразие программ ДМС, включающих различные виды помощи, большой перечень предлагаемых медицинских учреждений, как правило, коммерческих или ведомственных, позволяет наиболее полно удовлетворить потребность застрахованных в медицинской помощи;
– у пациентов есть возможность получения медицинской помощи в нескольких лечебных учреждениях, которые более предпочтительны по квалификации специалистов, территории расположения или личного предпочтения;
– коммерческая основа добровольного медицинского страхования дает возможность гарантировать пациентам высокий уровень диагностики и лечения при оказании медицинской помощи, делает доступными дорогостоящие методы диагностики, консультации высококвалифицированных специалистов;
– предоставляет повышенный медицинский сервис, который заключается в оказании медицинской помощи в кратчайшие сроки или в удобное время в комфортных условиях.

В программу ДМС могут входить такие услуги, как:

  • амбулаторно-поликлиническое обслуживание

  • вызов врача на дом

  • стоматология

  • вызов бригады скорой помощи (коммерческой)

  • госпитализация по экстренным показаниям в стационары

  • плановое оперативное вмешательство

Дополнительно в программу могут быть включены дорогостоящие и высокотехнологичные виды лечения, требующие нейрохирургического или кардиохирургического вмешательства, эндопротезирование, применение экстракорпоральных методов лечения, лекарственное обеспечение, реабилитационно-восстановительное лечение и многое другое.

  • услуги, не входящие в программу,

  • услуги, оказанные без медицинских показаний, назначений врача, по собственному желанию,

  • услуги, оказанные в лечебных учреждениях, отсутствующих в приобретенной программе страхования (кроме случаев, предварительно согласованных со страховой компанией).

Да, за все наши услуги можно оплатить по договору в безналичной форме.
Застрахованным может являться любое физическое или юридическое лицо.
  • Документ, который удостоверяет статус выгодоприобретателя кредитный договор, договор цессии и др. Вы можете уточнить список в вашей страховой компании.
  • Выписка из протокола органа внутренних дел и (или) акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в случае получения производственной травмы.
  • Выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного, выписной эпикриз с указанием данных о проведенных операциях.
  • Банковские реквизиты для перечисления выплаты на ваш расчетный счет.
  • Оригинал договора (полиса) страхования.
  • Документ, удостоверяющий Вашу личность.

С учетом специфики конкретного события для решения вопроса о страховой выплате могут понадобиться иные документы; полный перечень необходимых документов можно будет получить в страховой компании после подачи заявления о наступлении страхового события.


Простое решение для Вашего спокойствия
1
Оставьте заявку
любым удобным способом
2
Согласуйте
с нами детали Вашей заявки и удобное для Вас время/место доставки
3
Получите
Ваш полис
Проверьте бланк, убедитесь в его подлинности и, когда будете на 100% уверенны, что всё в порядке - оплатите любым удобным способом
Способы оплаты: - Наличными нашему курьеру
- Банковской картой по терминалу у нашего курьера
- Перечислением на счет страховой компании
- В офисе страховой компании с нашими % Скидками
Наша задача - Ваше спокойствие
20+
компаний
на одном сайте
Сэкономим Ваше время и поможем подобрать самый лучший вариант по цене и качеству.
*Без навязанных доп. услуг
12 лет
на рынке страхования
Высокий профессионализм. Квалифицированные консультанты по всем вопросам страхования.
100%
гарантия
подлинности полиса
Вы всегда сможете это проверить, позвонив в Страховую компанию, которая подтвердит наши с ними партнерские отношения и валидность полиса.
Бесплатная
доставка
В удобное для Вас время и место!
Или приезжайте к нам в офис, если хотите познакомиться лично.
0%
комиссия
Мы не берем с Вас никаких %.
Наоборот - делаем Вам скидку за счёт комиссии, которую нам платит Страховая компания.
*Поэтому у нас цены ниже, чем если бы Вы обращались в страховую компанию напрямую
Помощь
при страховом случае
Мы бесплатно оказываем информационную поддержку своим клиентам от покупки полиса до окончания срока его действия.
*Так же оказываем содействие в получении страховой выплаты

Будьте первым, кто оставил отзыв
Экспресc
заявка