Весной 2017 года законодатель внес изменения в федеральный закон об ОСАГО № 40‑ФЗ. До этого он предусматривал осуществление страховой выплаты в счет возмещения вреда имуществу потерпевшего исключительно в денежной форме.

Теперь приоритетным стал восстановительный ремонт автомобиля. Юристы СПбГУ провели мониторинг для оценки эффективности действия указанной законодательной поправки. И выяснилось, что страховщики умело ее обходят.
Причин внесенных изменений было несколько. Например, раньше потерпевший не всегда имел реальную возможность восстановить поврежденный автомобиль, так как страховая выплата была явно заниженной.
Фиксировалось множество злоупотреблений и со стороны потерпевших — например, они могли использовать выплаченную по страховке сумму не на ремонт, а затем повторно предъявить повреждения для возмещения ущерба. Широкое распространение получило такое явление, как выкуп у потерпевших права требования к страховой компании авантюристами или иными предприимчивыми людьми, целью которых было взыскание максимальной суммы штрафных санкций.
В ходе мониторинга было исследовано более ста судебных актов за 2019 – 2022 годы. Выяснилось, что сегодня страховщики пытаются избежать направления на восстановительный ремонт, поскольку денежная выплата оказывается выгоднее. В случае если машина почти новая (использовалась менее двух лет), ее необходимо направлять на ремонт к официальным дилерам. Их услуги, как правило, существенно дороже, чем на обычных станциях техобслуживания (СТО).
Но и в обратной ситуации — если автомобиль имеет большой пробег и эксплуатируется много лет — страховщику дешевле сделать денежную выплату с учетом износа машины, чем оплачивать ремонт с использованием новых запчастей. Некоторые недобросовестные представители страховых компаний даже проводят семинары и тренинги, где делятся опытом по обходу требований закона к организации восстановительного ремонта.
«Несмотря на то что законодатель при внесении изменений в федеральный закон № 40‑ФЗ попытался скрупулезно урегулировать все аспекты взаимоотношений потерпевшего (выгодоприобретателя) со страховщиком, некоторые законодательные новеллы получили различную интерпретацию в судебной практике», — объяснил автор исследования доцент кафедры гражданского права СПбГУ Максим Кратенко.
В попытках сэкономить на выплатах страховщики опираются на разъяснение пленума Верховного суда РФ о существовании ситуаций, в которых восстановительный ремонт автомобиля невозможен. «При этом нигде не разъяснено, что следует понимать под объективной невозможностью ремонта», — подчеркивает Кратенко. Страховые компании просто указывают на своих сайтах, что в регионе нет доступных СТО. На самом деле это означает, что они не стали ни с кем заключать договор или не смогли найти компромисс по стоимости ремонта.
Некоторые страховщики в заявлении о страховом возмещении используют такие формулировки, которые не позволяют определить, что именно хотел потерпевший — произвести ремонт автомобиля или получить денежную выплату. В последующем страховая компания выбирает ту форму возмещения ущерба, которая ей выгоднее. ЦБ РФ на подобные нарушения практически не реагирует.
Сложности в реализации потерпевшим права на восстановительный ремонт автомобиля связаны и с тем, что выдаваемое страховщиком направление на СТО является не более чем «предварительной сметой». Оно не исключает необходимости дополнительного согласования параметров ремонта между потерпевшим, страховщиком и СТО. В итоге потерпевший, получив денежную страховую выплату, которая заведомо не покрывает рыночную стоимость ремонта, вынужден обращаться в суд с иском к виновному в ДТП лицу.
«Это большая проблема не только для потерпевшего, но и для застрахованного лица. Суды, как правило, удовлетворяют подобные иски к причинителям вреда, и им приходится дополнительно возмещать ущерб. В судебной практике встречаются примеры, когда причинитель вреда, застраховавший риск своей ответственности, выплатил потерпевшему бо́льшую сумму, чем страховщик по договору ОСАГО», — констатируют авторы исследования. При этом, по мнению экспертов, заключая договор со страховой компанией, граждане надеются на защиту от лишних издержек и судебных тяжб. Возникает вопрос: зачем нужен полис ОСАГО и стоит ли он тех денег, которые требует за него страховщик?
Ученые СПбГУ предполагают, что проблему непопулярности натуральной формы возмещения не нужно решать «затягиванием гаек», то есть ужесточением санкций в отношении страховщиков. «Необходимо сделать экономически равнозначными для страховщика денежную и натуральную форму возмещения ущерба гражданам», — предлагают авторы мониторинга. В частности, можно предусмотреть в законе расчет стоимости ремонта для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, без учета износа — вне зависимости от формы страхового возмещения (денежная или натуральная). Это также обеспечит большую финансовую защиту добросовестным автовладельцам, которые застраховали риск своей ответственности.
Эксперты также не исключают, что потребуются более радикальные преобразования. Обязательство страховщика по своей природе является денежным. Натуральная форма страхового возмещения введена в закон об ОСАГО в очень жесткой и категоричной форме. Целесообразнее было бы установить обязанность страховщика выплатить страховое возмещение в деньгах либо — в качестве отдельной опции — оплатить ремонт автомобиля на СТО в пределах суммы страхового возмещения. Это исключило бы необходимость скрупулезной регламентации в законе процедуры организации восстановительного ремонта, соблюсти которую на практике крайне сложно.
Страховщик, имеющий договоры с СТО и заинтересованный именно в натуральной форме страхового возмещения, не будет искать лазейки для перехода к денежной выплате, считают эксперты.
Источник: insur-info.ru
1. На сайте РСА (Российский союз автостраховщиков);
2. На сайте страховой компании, которой принадлежит Ваш полис ОСАГО;
3. Позвонив на горячую линию в страховую компанию, которой принадлежит Ваш полис ОСАГО;
4. На нашем сайте.
Европейский протокол — это процедура оформления ДТП без вызова ГИБДД. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и разъезжаются.
Чтобы оформить документы без ГИБДД, ДТП должно соответствовать шести требованиям:
- Место ДТП — Россия.
- В ДТП участвовало не более двух транспортных средств.
- Повреждения получили только ТС. Личным вещам пассажиров, фонарным столбам и дорожным ограждениям урон не нанесен, пострадавших и жертв нет.
- Будущий ремонт транспортного средства пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
- У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО.
- У водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП.
Если вы подозреваете, что ущерб от аварии превышает 100 тысяч рублей, вызывайте сотрудников ГИБДД.
При оформлении электронного полиса ОСАГО вы получаете электронный документ на ваш e-mail, также он будет доступен в Личном кабинете. Это полный аналог стандартного полиса ОСАГО, но если обычный полис оформляется на специальном бланке, то электронный полис ОСАГО можно распечатать даже у себя дома.
* В соответствии с пунктами 4 и 7.2 статьи 15 Закона № 40 ФЗ «Об ОСАГО» в ред. 223-ФЗ.
Обращаем ваше внимание на то, что в зависимости от возраста и стажа водителя, которого вы хотите внести в список лиц, допущенных к управлению ТС, может потребоваться корректировка стоимости страхового полиса.
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
любым удобным способом
- Позвоните нам
+7(495) 545 97 95 Обратный звонок или - Напишите нам
на WhatsApp Telegram Viber
+7(925) 359 11 55
или на mail@polisgid.ru
Ваш полис
Способы оплаты: - Наличными нашему курьеру
- Банковской картой по терминалу у нашего курьера
- Перечислением на счет страховой компании
- В офисе страховой компании с нашими % Скидками
на одном сайте
*Без навязанных доп. услуг
подлинности полиса
Или приезжайте к нам в офис, если хотите познакомиться лично.
Наоборот - делаем Вам скидку за счёт комиссии, которую нам платит Страховая компания.
*Поэтому у нас цены ниже, чем если бы Вы обращались в страховую компанию напрямую
*Так же оказываем содействие в получении страховой выплаты