Автоюристы отмечают резкое увеличение запросов от автомобилистов, которые попали в ДТП с водителями без ОСАГО.

Затянувшийся кризис обязательного страхования привел к тому, что всё большее число автовладельцев не оформляют полис, и причины порой объективны: страховые отказывают неблагоприятным категориям клиентов, а для некоторых стоимость полиса достигает уже 100 тысяч рублей. Мы попросили экспертов рассказать, как правильно оформить аварию с водителем без ОСАГО и реально ли компенсировать ущерб. Забегая вперед, скажем, что система «автогражданки» хоть и не была идеальной, всё же снимала массу головной боли, потому что без нее пострадавшего автомобилиста ждут круги судебно-бюрократического ада с непредсказуемым исходом.
1. Что делать сразу после ДТП?
Плохая новость в том, что европротокол в этом случае не действует. Звонок в ГИБДД (полицию) в данном случае обязателен, причем не только с точки зрения будущих тяжб, но и для того чтобы вас не обвинили в оставлении места аварии.
— При небольших ДТП сотрудники полиции по телефону обычно говорят оформлять аварию самостоятельно или с помощью аваркомов, но после этого нужно явиться в отделение и завершить оформление, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — В остальном процедура стандартна: важно грамотно нарисовать схему ДТП, написать объяснительные, зафиксировать все данные второго водителя: водительское удостоверение, паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства. Для будущих разбирательств полезно выяснить, кто владелец автомобиля, а также был ли второй водитель наемным сотрудником, который в момент аварии работал на машине. В этом случае можно будет взыскивать компенсацию с его работодателя, что обычно проще.
2. Есть ли случаи, когда платить будет страховая?
Есть как минимум две ситуации, когда пострадавшему водителю положены компенсационные выплаты из фонда РСА. С точки зрения автомобилиста это похоже на страховую выплату, просто она производится не от лица компании, а из общей «кассы» Союза автостраховщиков.
Первая ситуация — в аварии пострадали люди. Ущерб их здоровью в пределах 500 тысяч рублей будет компенсирован из фонда РСА, хотя юристы говорят, что делается это неохотно. Вторая ситуация — полис виновника перестал действовать из-за банкротства страховой или отзыва лицензии, как случилось в прошлом году с компанией «АСКО-Страхование».
Особняком стоят случаи, когда полис оформлен на автовладельца, но конкретный водитель не был в него вписан:
— Страховая компания виновной стороны обязана выплатить компенсацию, после чего имеет право регрессировать автовладельца, который допустил за руль водителя, не вписанного в полис, — объясняет Лев Воропаев.
3. Суд — единственный вариант?
Если виновник отказывается платить добровольно, то да: взыскивать компенсацию придется через гражданский суд. В отличие от тяжб со страховой компанией оформление досудебных претензий в данном случае необязательно, так что если виновник не изъявил желания расплатиться, готовимся к процессу без предварительных уведомлений.
4. Каков порядок подготовки документов для суда?
Понадобятся документы из ГИБДД: определение или постановление с приложением (раньше оно называлось справкой о ДТП). Фактически эта экс-справка и говорит о том, кто признан виновником аварии.
Следующий этап — оценка ущерба, которую проводят специализированные фирмы. Если страховой ущерб считается по справочникам РСА, то в данном случае калькуляция будет идти по рыночным ценам. В каких-то случаях суммы будут выше, чем насчитала бы страховая. Кроме того, не учитывается износ транспортного средства, что особенно актуально для возрастных машин: страховая может занижать для них выплату до двух раз.
Нужно ли уведомлять виновника о времени и месте проведения оценки?
— Это необязательно, так что можно просто позвонить и пригласить его, но если он не придет, обращению в суд это не помешает, — продолжает Лев Воропаев. — В будущем при несогласии с размером ущерба он может добиваться судебной экспертизы, которую проведут по фотографиям, сделанным во время первой оценки.
5. На кого подавать в суд?
Если виновник — частное лицо и владелец автомобиля, то на самого виновника. Это наиболее частая ситуация и, к слову, не самая благоприятная, потому что взыскать компенсацию с физического лица сложнее, чем с фирмы. И еще важный момент: документы подаются в суд по месту регистрации виновника, то есть не исключен вариант, когда это будет город, условно, в 8000 километрах от места ДТП. Это осложняет процесс, но, по словам юристов, не слишком критично: можно нанять представителя в другом городе или участвовать в заседаниях с помощью видеоконференции, предоставляя документы почтой.
Если виновник не является владельцем автомобиля, то ответчиками могут стать и он, и хозяин: суд вправе распределить компенсацию ущерба в долях, причем в отдельных случаях вся компенсация может быть возложена на владельца.
Если машина принадлежит юрлицу или же водитель является наемным сотрудником, ответчиком может выступить юрлицо (владелец автомобиля или работодатель водителя), и эта ситуация предпочтительна.
— Конечно, взыскивать компенсацию с компании перспективней, чем с частного лица, — говорит Лев Воропаев. — Зачастую удается привлечь юрлицо, даже если сотрудник работал на него неофициально: для суда обычно достаточно самых небольших зацепок, что он действительно находился в отношениях с компанией.
Автоюрист компании «Форлекс» Николай Попов добавляет, что проблемы возникают даже с наемными водителями, и особенно выделяет такси:
— Агрегаторы придумывают разные схемы: используют фирмы-прокладки, которые выступают агентами водителя. При ДТП вроде бы нужно взыскивать компенсацию с работодателя, но у таксистов такого нет, как итог — пострадавший остается один на один с каким-нибудь иностранцем или бывшим заключенным, у которого ни полиса ОСАГО, ни имущества, а потому и компенсации не светят. Для агрегатора такси это выгодная ситуация: не надо платить отчислений государству, не надо отвечать. Фирмы-прокладки в большинстве своем сомнительные, как и сами водители. И эта схема работает на федеральном уровне.
Николай Попов говорит, что есть положительные примеры: например, он упоминает случай, когда собственник автомобиля сам пришел в суд второй инстанции, вел себя слишком самоуверенно и наговорил много лишнего, ослабив свою позицию. Но это, скорее, исключения.
6. Долго ли тянутся такие разбирательства?
Очень долго, и это — серьезная проблема. Лев Воропаев говорит, что с момента подачи документов в суд до вступления решения в силу проходит минимум четыре месяца, иногда — до года.
— При наличии денег проще сразу отремонтировать машину, а не ждать компенсаций. До года может тянуться сама тяжба, а сколько времени пройдет до фактического взыскания — вопрос совсем непредсказуемый, — добавляет он.
7. Что делать после вынесения судом решения?
При несогласии виновник может опротестовать решение в судах высших инстанций, а если он этого не делает, через месяц оно вступает в силу. Пострадавшая сторона получает на руки исполнительный лист, который необходимо направить в службу судебных приставов по месту регистрации виновника. Впрочем, это совсем не гарантирует получение денег в обозримом будущем.
— Есть, конечно, нормы и сроки, в течение которых приставы должны взыскать долг, но на практике этот процесс может растягиваться до бесконечности, — делится опытом Лев Воропаев. — Если у виновника нет дохода и собственности, по сути дела, взять с него нечего. Конечно, он может избавиться от части имущества в процессе суда. Поэтому я рекомендую еще на начальных стадиях подавать заявление и требовать наложения обеспечительных мер, то есть ареста на имущество виновника, включая автомобиль.
8. У меня есть каско. На что это влияет?
В этом случае компенсацию выплатит ваша страховая компания, получив взамен право взыскать полную компенсацию с виновника по схеме, которая называется суброгацией. В случае если компенсация будет недостаточной, у вас также остается право взыскать с виновника разницу с реальным ущербом в гражданском порядке.
9. Можно ли перепродать долг коллекторам?
Такие услуги с разной степенью легальности существуют, но юристы считают, что панацеей они не являются: во-первых, цена выкупа долга будет существенно ниже реального ущерба, во-вторых, они берут не любые долги, а лишь те, по которым есть шанс получить компенсацию.
10. Почему автомобилисты отказываются от ОСАГО?
Уже не первый год страхование автогражданской ответственности находится в кризисе. Так, в прошлом году резко участились жалобы на невозможность оформить ОСАГО, и наш рейд по страховым компаниям подтвердил эти сообщения. Чтобы побороть это явление, власти предложили несколько рецептов, но в сухом остатке это привело к существенному поднятию максимальных тарифов: в 2022 году первая корректировка состоялась в январе, а еще более сильная — в сентябре. Весной резко увеличились коэффициенты для аварийных водителей.
Власти пытаются сгладить негатив от удорожания страховки рассказами о том, что наценка коснулась лишь проблемных категорий, к числу которых относятся молодые водители, таксисты, владельцы коммерческого транспорта. Но это приводит к тому, что именно эти автомобилисты всё чаще отказываются от страховки, что еще больше увеличивает риск попадания в ДТП с «безосажным» водителем.
Радикальным решением проблемы было бы резкое увеличение штрафа за езду без полиса: сейчас он составляет 800 рублей и допускает быструю оплату с 50-процентной скидкой. Не заработал и контроль полисов ОСАГО с помощью камер видеофиксации, хотя о нем говорят уже лет пять.
Источник: asn-news.ru
1. На сайте РСА (Российский союз автостраховщиков);
2. На сайте страховой компании, которой принадлежит Ваш полис ОСАГО;
3. Позвонив на горячую линию в страховую компанию, которой принадлежит Ваш полис ОСАГО;
4. На нашем сайте.
Европейский протокол — это процедура оформления ДТП без вызова ГИБДД. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и разъезжаются.
Чтобы оформить документы без ГИБДД, ДТП должно соответствовать шести требованиям:
- Место ДТП — Россия.
- В ДТП участвовало не более двух транспортных средств.
- Повреждения получили только ТС. Личным вещам пассажиров, фонарным столбам и дорожным ограждениям урон не нанесен, пострадавших и жертв нет.
- Будущий ремонт транспортного средства пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
- У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО.
- У водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП.
Если вы подозреваете, что ущерб от аварии превышает 100 тысяч рублей, вызывайте сотрудников ГИБДД.
При оформлении электронного полиса ОСАГО вы получаете электронный документ на ваш e-mail, также он будет доступен в Личном кабинете. Это полный аналог стандартного полиса ОСАГО, но если обычный полис оформляется на специальном бланке, то электронный полис ОСАГО можно распечатать даже у себя дома.
* В соответствии с пунктами 4 и 7.2 статьи 15 Закона № 40 ФЗ «Об ОСАГО» в ред. 223-ФЗ.
Обращаем ваше внимание на то, что в зависимости от возраста и стажа водителя, которого вы хотите внести в список лиц, допущенных к управлению ТС, может потребоваться корректировка стоимости страхового полиса.
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
любым удобным способом
- Позвоните нам
+7(495) 545 97 95 Обратный звонок или - Напишите нам
на WhatsApp Telegram Viber
+7(925) 359 11 55
или на mail@polisgid.ru
Ваш полис
Способы оплаты: - Наличными нашему курьеру
- Банковской картой по терминалу у нашего курьера
- Перечислением на счет страховой компании
- В офисе страховой компании с нашими % Скидками
на одном сайте
*Без навязанных доп. услуг
подлинности полиса
Или приезжайте к нам в офис, если хотите познакомиться лично.
Наоборот - делаем Вам скидку за счёт комиссии, которую нам платит Страховая компания.
*Поэтому у нас цены ниже, чем если бы Вы обращались в страховую компанию напрямую
*Так же оказываем содействие в получении страховой выплаты